В школьный музей – за историей села Музей в нестеровской школе был создан два года назад, но уже велика его роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Его смело можно назвать местом притяжения не только школьников, но и всех сельчан.
Как создавался
Идея создания музея принадлежит Ларисе Ландык, методисту по воспитательной работе, учителю химии и биологии. В школу с. Нестеровка она пришла работать в 1985 году, которая и тогда, по воспоминаниями Ларисы Анатольевны, была похожа на музей. Так много здесь было хорошо оформленных стендов с исторической информацией. С тех пор многое было утрачено, но часть материалов осталась. С них и начали создание музея, как только нашли подходящее помещение.
Экспонаты собирали всем селом. Люди делились старыми фотографиями, предметами быта, пластинками, документами, книгами… Свой вклад в создание музея внесли Тамара Литвинюк, Ирина Федореева, Лидия Нестерова, Василий Попов, Татьяна Коротко, Амина Кутафина, Максим Сорока, Павел Смышляев, Валентина Оберемок и многие другие.
Сейчас музей продолжает пополняться экспонатами, которые активно используются в воспитательной работе, проектно-исследовательской деятельности. Педагоги могут принести материалы в класс, а могут провести урок в музее.
Воспитание патриотизма – главная задача
Первое, что привлекает внимание, когда входишь в музей, – портреты участников Великой Отечественной войны. Под стенд «Бессмертного полка» отведена одна из стен. Композиция внушительная, вызывает волнительные чувства.
– С этими портретами дети участвуют в шествии, которое проходит 9 Мая, – поделилась Л. Ландык. – Отношение у них к этому трепетное, ребята ощущают сопричастность, что дорогого стоит. Важно, что они активно создавали наш «Бессмертный полк». Мы вместе работали над литературой, посвященной Великой Отечественной войне, искали информацию о воевавших нестеровцах. Обращались к сельчанам, потомкам участников войны, чтобы собрать сведения о каждом воине, найти фотографии. В чем-то нам помогали родственники, что-то находили сами на специализированных порталах, например, «Память народа» и ОБД «Мемориал».
На стенде обозначены все нестеровцы, участвовавшие в войне. Тех, чьи фотографии не удалось найти, представили именными листами, к которым ребята прикрепили бумажных голубок как олицетворение негаснущей памяти.
Военно-патриотические выставки представлены и проектными работами, которые делали ученики школы в разное время. Тут можно найти и написанные от руки рефераты советских времен, и стенгазеты, изготовленные нынешними школьниками.
– Хотя сейчас есть возможность распечатать текст, наша принципиальная позиция – писать проекты от руки, – поделилась Лариса Анатольевна. – Например, со старшеклассниками мы делали проекты «Юные герои Великой Отечественной войны», где они должны были рассказать о пионерах-героях. Распечатать текст и сдать – это одно, в такой работе мало сопричастности. Поэтому наши ребята сами рисовали стенгазеты, писали их от руки, а потом защищали свои проекты, выступая перед сверстниками.
Еще одна часть патриотической выставки – «Парта героя». Она представляет собой уголок в музее, где стоит парта, а на ней – материалы газеты «Вестник Приграничья» о героях СВО Евгении Балухте и Родионе Попове, информация о нестеровце Евгении Уманове и его фото. Почитать о героях могут все, а вот сесть за парту есть право только у тех ребят, кто окончил четверть на отлично и активно участвовал в общественной работе.
В стенах музея – история школы
– Мы используем музейные материалы на занятиях по проекту «Разговоры о важном», – рассказала Лариса Ландык. – Например, когда беседовали о детских добровольческих организациях, ребята знакомились с символами пионеров, уставом, правилами, целями детских коммунистических организаций.
Нам есть что показать – в музее имеются коллекция значков октябрят, пионеров и комсомольцев, удостоверение центрального совета Всероссийского общества охраны природы от 1984 года, пионерская форма 1970-х годов с шерстяным платьем и ценником в 70 копеек на галстуке. Наша гордость – Красное Знамя школьной комсомольской организации, которое школа получила в 1983 году. У него есть паспорт, согласно которому номер нашего знамени – 314. Есть и копия списка нестеровских комсомольцев от 18 ноября 1922 года.
Но не только это представляет выставку под названием «Наша школа». Здесь также альбомы выпускных классов, которыми поделились сельчане, дипломы, грамоты и другие наградные документы, врученные школе в разные годы.
Прялка, казачьи костюмы, самовар…
Выставка «Село наше родное» – та часть музея, где можно не только смотреть и трогать, но и слушать. Ведь есть здесь два интересных экспоната – радио 1963 года и проигрыватель пластинок 1961 года. Примечательно, что оба до сих пор рабочие! Дополняет проигрыватель коллекция пластинок, с помощью которых можно окунуться в атмосферу разных годов XX века.
Среди экспонатов есть и прялка, и печатная машинка, самовар с чашками Ленинградского фарфорового завода, народные вышивки нестеровских рукодельниц. А еще есть у школьников мечта – однажды сшить русский народный костюм, который наверняка тоже станет экспонатом музейной комнаты.
– Диву даешься, что у современных детей вызывает затруднение слово «сноп», – поделилась Лариса Ландык. – Чтобы они знали, что это такое, мы поставили в музее сноп пшеницы!
Еще одна зона музея представлена историческими книгами, газетными вырезками и прочей печатной информацией об истории Нестеровки. Тут и книги почетного жителя Приграничья пограничника Анатолия Смирнова с личной подписью автора, и школьный фотопроект, отражающий, как в селе в разные годы отмечался День Победы, и записанные Ириной Федореевой частушки, которыми поделились старожилы села, и многое другое.
Школьный музей в изучении истории малой родины имеет большую значимость. Показательно то, что сельчане сами делятся экспонатами для него. Притягивает школа и людей, которых в Нестеровку привела историческая память. Музей держит открытыми свои двери для тех, кто ищет информацию о своей родословной. Одна из таких историй произошла совсем недавно на летней школьной площадке, но об этом мы расскажем в другом номере газеты…
Юлия СТРИЖЕКОЗИНА.
Фото автора.
На снимке: В руках Ларисы Анатольевны Ландык школьный проект о героях Великой Отечественной войны, подготовленный ребятами.